Система интерактивных управляемых учебников (Interactive Managed Textbook System). Это программная система-технология, позволяющая создавать электронные учебники и учебные курсы, содержащие богатый интерактивный и мультимедийный контент. Для формирования структуры и наполнения страниц электронных учебников используется специальный язык разметки на основе технологии XAML. Доступ к электронным учебным ресурсам может осуществляться через сеть Интернет, как в свободном, так и в защищённом варианте. Система предлагает пользовательский интерфейс в виде своеобразной среды-оболочки, легко устанавливаемой на компьютер пользователя с веб-сайта. Открывать электронные учебники можно автономно, без подключения к сети Интернет. На базе данной системы был создан программный продукт «Интерактивная библиотека ИМО ВГУ», посредством которого, в свою очередь, создаются различные учебные материалы для иностранных студентов, проходящих обучение в ВГУ. В том числе был разработан интерактивно-мультимедийный курс «Ruso comunicativo. Nivel elemental» для испаноговорящих студентов, изучающих русский язык. Некоторые возможности "Интерактивной библиотеки" можно посмотреть на прилагаемом к посту видео. В формат «Интерактивной библиотеки» были переконвертированы все 16 песенных пособий, ранее созданных по гранту фонда «Русский мир», в рамках проекта «Русский язык в песнях». Этот материал находится в свободном доступе и две следующие ссылки показывают, как им можно воспользоваться. «Интерактивную библиотеку» можно установить на свой компьютер по следующей ссылке: http://interedu.vsu.ru/rvc/install-ru.html (на странице имеются необходимые инструкции) А на следующем видео показана процедура установки песенных пособий: https://1drv.ms/u/s!An-b6hglsLlLhZw6B-8uD2PDln2HAw ================================ В данной реализации системы, мне наконец-то удалось получить рабочую среду электронных учебников, как это и предполагалось изначально, и самое главное – формализовать концепцию самого электронного учебника в виде программной технологии, включающей в себя: — физический формат файла электронного учебника; — интерфейс программного взаимодействия с объектной моделью учебника; — расширяемый язык разметки структуры и контента учебника; — средства внедрения непосредственно в файл учебника, дополнительных программных модулей, расширяющих его функциональные возможности (программный код может писаться на универсальных языках программирования, поддерживаемых платформой .Net, таких как С++, C#, Visual Basic и др.). На следующем видео показан пример внедрения в файл электронного учебника программного модуля, написанного на языке C#, который отображает в произвольном месте страницы учебника интерактивную 3D модель плеера. (предупреждаю – видео довольно нудное, на любителя, но концовка интересная) https://1drv.ms/v/s!An-b6hglsLlLhZA3C0KawKPH35P_1A (конечно, это только первая реализация подхода к построению системы управления электронными учебниками, который, я надеюсь, вместе с моими коллегами и единомышленниками удастся развить в перспективе) Общая модель взаимодействия с системой выглядит примерно следующим образом: — Файлы электронных учебников и другой сопроводительный материал хранятся на сервере в виде структурированного хранилища/каталога. — Пользователь устанавливает с сайта на свой компьютер программную оболочку (приложение), которая предоставляет ему необходимый пользовательский интерфейс для загрузки/обновления учебников и доступа к их содержимому. — Учебный материал формируется при помощи специального редактора-построителя, или непосредственно на уровне языка разметки в обычном текстовом редакторе. Возможность наращивать функционал языка разметки, с использованием универсальных языков программирования (а не “местных” макросов или скриптов), даёт практически неограниченный потенциал для развития идей реализации учебного материала. В нашем арсенале уже есть совершенно уникальные технические решения, такие как средства работы с песнями, синхронизированные видео-диалоги, различные интерактивные тренажёры и др. Первая реализация системы выполнена на технологической базе фреймворка Microsoft Silverlight. Выбор этот был не случайным. Как таковое программирование, т.е. написание программного кода, при разработке сложных программных систем с расчётом на будущее развитие, как правило отходит на второй план, а ключевой, и я бы сказал решающей, задачей в таком деле становиться ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Начало первых набросков архитектуры данной реализации системы, пришлось на середину 2013 года. Недавно закончилась работа по гранту фонда «Русский мир» (интерактивный учебный курс "Русский язык в песнях"), на который, я со своим другом и коллегой Геннадием Алипатовым и ещё тремя преподавателями-методистами, подрядились от лица Воронежского государственного университета (про это событие у меня есть отдельный пост). Тот период, для разработчиков под платформу Windows, был ознаменован довольно знаковым событием – недавним выходом в свет принципиально нового ядра (платформы) операционной системы под названием Windows Runtime (WinRT), положенным в основу анонсированной в конце 2012 года Windows 8, которая в свою очередь стала началом нового эволюционного витка развития операционных систем семейства Windows. Для многих разработчиков, этот период стал периодом «метания» из стороны в сторону, от технологии к технологии, поскольку принципиально новое ядро операционной системы и подходы к созданию программ, работавших в новой специфической среде, были скорее не эволюционным, а революционным сломом привычной парадигмы, применяемой виндовс-программистами долгие годы. И этот факт вызвал бурю споров и возмущений в программистском сообществе (споры не затихают и по сей день). Но новая платформа Windows Runtime открывала большие преимущества для создания программ, способных работать на широком спектре устройств, включая мобильные устройства такие как планшеты, трансформеры и т.п., и содержала в себе мощную технологическую базу, объединяющую в единую интегрированную среду самые передовые программные технологии. Казалось бы – идеальное направление для перспективного развития своих проектов. Но на тот момент всё было ещё слишком «сыро», а ждать, хотя бы приемлемой «зрелости», просто не было времени. По этим соображениям для первой реализации системы управления электронными учебниками я выбрал субплатформу (фреймворк) Microsoft Silverlight, которая к этому моменту уже фактически прекратила своё развитие, но по многим внутренним понятиям и подходам к построению программных приложений, была наиболее близка к новой платформе Windows Runtime. Следующая версия системы управления электронными учебниками планируется (и уже делается) на технологической базе UWP (Универсальная виндовс-платформа – дальнейшее развитие WinRT), но параллельно я поглядываю и в сторону кроссплатформенных решений. Но это тема для предметного разговора, скорее уже со специалистами в этих областях.