Ещё про H5P (для тех, кому это интересно). Из-за постигшего всех "дистанционного бедствия", (которое теперь уже вряд ли когда закончится, а просто будет мутировать в том или ином направлении), многие преподаватели (кто по своему разумению, а кто и по принуждению) столкнулись с необходимостью создавать собственные учебные материалы в электронной форме. Причём, как всегда, "зима наступила внезапно и вчера"! От Министерства образования никаких внятных решений на этот счёт нет, и, как я полагаю, не предвидится. Такое ощущение, что у многих отсутствует даже понимание того, что государственная образовательная система должна работать по единым стандартам и, соответственно, использовать единые унифицированные средства для этого. Очевидно, что необходимо уделять серьёзное внимание созданию и совершенствованию таких средств, и они должны быть максимально эффективными и целиком соответствовать реальным запросам. Только в таком случае, независимо ни от местонахождения, ни от принадлежности к какой-либо образовательной организации, можно удобно создавать и обмениваться учебной информацией и накапливать коллективный опыт применения ИТ технологий в дистанционном и других формах обучения. Лично я в этом убеждён, но знаю людей, которых пугают сами слова "стандартизированный", "унифицированный", "централизованный" и т.п. (видимо кому-то в этих словах мерещится призрак советского прошлого, хотя именно тогда, наше образование было лучшим в мире…). Если представить, что в печатной индустрии отсутствовали бы стандарты на форматы печатных изданий и на соответствующее типографское оборудование, — каким бы образом тогда в докомпьютерную эпоху передавалось знание? В то время любой изучаемый материал хранился исключительно в печатном виде. Относительно недавно к этому добавились аудио и видео записи, появились так называемые лингафонные классы. Представьте урок на котором учащийся вынимает из рюкзака домашнее задание на метровом папирусе, а другой достаёт учебник в виде длинной узкой ленты, читать которую можно только через лупу, а преподаватель пыхтя ставит на стол камень с выдолбленными на нём математическими формулами! А на уроке иностранного языка учитель говорит: "… Теперь послушаем аудио-диалог…" и достаёт из-под стола барабан от шарманки! — "Прослушайте диалог и передайте барабан другому" ("А в мою шарманку барабан не лезет!?" — ну вот и будет чем заняться на уроке труда…) Забавно, да? Раньше такое могло присниться только в нездоровом сне! Сегодня этот сон стал явью, и называется он — "ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ". А в качестве решения проблемы, внезапно свалившейся на всю нашу образовательную систему, прилагается гениальная рекомендация: не отвлекайте министерство по пустякам, проявляйте смекалку на местах, и выкручивайтесь сами — кто как может и кто чем может (а кто не может…?) Прямо как в этой "весёлой" песне: Так будьте здоровы, живите богато, Насколько позволит вам ваша зарплата, А если зарплата вам жить не позволит, Тогда не живите - никто не неволит! К сожалению, не так-то просто найти на просторах интернета действительно полезные практические руководства по использованию таких вроде бы распространённых в мире инструментов как Moodle и H5P. По большей части попадаются бесполезные рецепты на тему: "как нажимать кнопочки". Лично я ещё ни разу не встречал учебного пособия, в котором бы на наглядных примерах рассматривались все этапы процесса создания учебного контента, от постановки методической задачи до её практической реализации выбранными для этого программными средствами. Как минимум: • определение типов учебного материала и формы его подачи с учётом конкретной дисциплины и в контексте конкретной задачи; • определение сценария/модели работы учащихся с данным материалом (очно, удалённо, самостоятельно, в режиме телеконференции, на каких устройствах и т. п.); • определение подхода к анализу полученных результатов и обратной связи с учащимися; • определение подхода к работе над ошибками (самостоятельно, с преподавателем, пока не будет всё усвоено и т. п.); • и др. (если кто-то встречал такие учебники — поделитесь, будьте добры!) И хотя (с моей точки зрения) приведённые выше программные средства далеко не идеальны, но выбирать из чего-то приходится. И в этой связи сервис H5P(https://h5p.org) может быть вполне неплохим выбором, как для персонального использования, так и для использования в рамках учебной организации. Файлы созданные редактором H5P можно размещать самостоятельно на веб-сайтах, а можно включать в состав Мудл-курсов и таким образом организовывать их в более крупные логические структуры. Полученные файлы автор/составитель способен хранить у себя на компьютере и даже просматривать их и редактировать автономно. В этом посте я хочу поделиться небольшим примером из личного опыта изучения H5P, который возможно кому-то пригодится. Правда практического опыта применения H5P в реальных задачах у меня совсем мало (немного экспериментировали с этим ещё во времена работы в ИМО). По большей части я просто просматривал существующие примеры (какие мог найти) для сравнительного анализа со своими аналогичными идеями, а позже углубился в исследование программных механизмов H5P с целью интеграции их в свою систему. Зачастую понимание внутренних процессов, происходящих в том или ином механизме, помогают лучше понять потенциальные возможности его использования, а порой даже обнаружить не всегда очевидные полезные функции. Именно этим я и занимаюсь в данный момент. Итак, подготавливая примеры в формате H5P для своего демонстрационного виртуального учебника, я столкнулся сразу с несколькими проблемами, которые, хотя и не сразу, удалось побороть различными способами. Некоторые проблемы были следствием моего банального незнания, но некоторые упирались в ограниченность самих возможностей стандартной H5P библиотеки, которые пришлось решать уже программным способом. Здесь я коснусь только одной проблемы и задачи одновременно — вертикального расположения группы интерактивных элементов/заданий с возможностью их пакетной обработки (т.е. не по отдельности, а единым блоком с получением общего результата). Дело в том, что в парадигме H5P каждый интерактивный элемент-задание типа "Множественный выбор (Multiple Choice)", "Заполните пробелы (Fill in the Blanks)", "Перетащите слова (Drag the Words)" и др., реализован как самостоятельный программный объект, оснащённый необходимыми органами управления, включая кнопки "Проверить", "Показать ответ" и т.п. Отображение тех или иных органов управления настраивается средствами редактора при подготовке материала соответствующего типа. Иногда использование отдельных заданий в составе другого материала оправдано, но очень часто возникает потребность объединять их в более крупные логические структуры. Таким примером может служить традиционный тест. Для этой цели используются другие H5P элементы, выполняющие роль контейнера. Сами по себе "контейнеры" бесполезны без внутреннего наполнения и выполняют исключительно сервисные функции. В качестве решения для группировки интерактивных заданий с горизонтальным размещением (и прокруткой влево/вправо) используется контейнерный элемент "Викторина (Question Set)". Но сейчас я не буду на нём подробно останавливаться. В своём примере я хотел разместить задания по вертикали. На мой взгляд размещение заданий по вертикали в большинстве случаев удобнее и эффективнее, поскольку в поле зрения учащегося находится значительно больше полезной информации. Но к своему удивлению в стандартной библиотеке H5P я не нашёл адекватного решения для такой очевидной задачи. Не нашёл я ничего внятного и в документации к H5P и на специализированных форумах (хотя, возможно плохо искал…)! Просматривая в редакторе H5P список предлагаемых элементов, первое что приходит в голову это контейнерный элемент "Столбец (Column)(https://h5p.org/column)" (рис. 1). "Столбец" позволяет размещать внутри себя другие разнообразные типы данных (включая и задания), правда с довольно скудным диапазоном настроек. Вдобавок "Столбец", в отличии от "Викторины", не имеет никаких внешних органов управления, а значит проблему организации интерактивных заданий единым блоком он не решает. Но совершенно случайно, изучая программную реализацию "Столбца", я обнаружил внутренний код, который анализировал наличие вложенных в него элементов-заданий и выполнял с ними некоторые манипуляции. Меня это сильно озадачило: зачем-то это делалось, не могли же разработчики просто написать код и забыть про него? В самой документации к H5P я толком ничего не нашёл по этому вопросу (опять-таки может плохо искал?) Тогда я стал просматривать все внутренние обращения к программному коду "Столбца" из различных частей H5P экосистемы и обнаружил интересную связь со стороны ещё одного H5P элемента под названием "Интерактивная книга (Interactive Book)(https://h5p.org/content-types/interactive-book)" (рис. 2). Как выяснилось H5P элемент "Интерактивная книга" использует в качестве своих страниц именно элемент "Столбец". Но самое главное в том, что "Интерактивная книга" как раз то имеет необходимый функционал для пакетной обработки интерактивных заданий, размещённых на своих страницах (фактически вложенных в элемент "Столбец"). Ранее я просматривал документацию по "Интерактивной книге", но этот элемент по отношению к своему внушительному названию показался мне довольно ущербным, и в последствии я как-то стал упускать его из виду (хотя честно сказать — не заслуженно). Вот и нашлось ему применение! Я реализовал небольшой пример условного теста по пройденному материалу в своём демо-пособии как раз на основе элемента "Интерактивная книга (Interactive Book)", а в качестве непосредственных заданий использовал тип (элемент) "Множественный выбор" (Multiple Choice). Элемент "Множественный выбор" имеет настройку, позволяющую указать сколько правильных ответов допускается: один или несколько (рис. 3, 4). Вот прямая ссылка на демо-пособие: https://misc.vmbtime.com/bookrt/?path=book-02 (рис. 5, 6, 7) Пока что я не нашёл других способов вертикального размещения интерактивных заданий кроме "Интерактивной книги". Даже если требуется создать только один такой вертикальный блок, придётся использовать "Интерактивную книгу" с одной страницей (может эксперты меня поправят?). Надо сказать, что этот тип H5P контента не такой уж и ущербный, как мне показалось сначала, и вполне пригоден для задач где требуется организовать некоторый объём учебного материла в виде страниц/закладок, на которых могут размещаться интерактивные задания вперемешку с другими элементами. При этом мы имеем возможность получить общий результат по всем заданиям, размещённым в "Интерактивной книге". Ещё раз напомню ссылку на автономный редактор H5P контента: https://lumi.education/ Было бы интересно посмотреть на хорошие примеры реализации учебного материала средствами H5P технологии. Если кто-то знает где найти такие примеры — поделитесь ссылкой.